בס"ד
На главную! Rabbi Isaac Abarbanel sur les soixante-dix semaines dans le livre de Daniel Rabbi Itzchak Abarbanel über siebzig Jahrwochen im Buch Daniel Rabbi Isaac Abarbanel about seventy weeks in book of Daniel Рабби дон Ицхак Абарбанэль о седьми седмицах в книге Даниэля רבינו דון יצחק אברבנאל על השבועים שבעים שבספר דניאל









Рабейну дон Ицхак Абарбанэль

Книга "Маайаней hа-йешуа" ("Источники спасения")

Толкование книги Даниэля

Источник Десятый

Пальма Шестая




Об ответе ангела про семьдесят седьмин. Так как Даниэль, как я уже упоминал, услышав слова ангела про две тысячи триста лет (Даниэль 8:14), решил, что это великое число противоречит слову Господа, реченному Йирмеягу, об избавлении через семьдесят лет, и что срок изгнания увеличился за грех народа, то поэтому явился ему ангел, чтобы сообщить, что нет противоречия между словом Йирмеягу и видением Даниэля и нет места для сомнения. Но сомнение зародилось у Даниэля по причине недопонимания, и об этом сказал ангел: "...научить тебя разумению" (там 9:22), ибо нет нужды ни в чем ином для разрешения сомнений в твоем сердце, кроме разумения истинного смысла видения. И сказал: "В начале молений твоих вышло слово" (там 9:23), - сообщить ему, что дело не в том, что из-за молений Даниэля отказался Господь от решения Своего и повелел совершиться избавлению – не так, но только с того момента, как Даниэль начал молиться и Господь увидел его замешательство по причине недопонимания, вышло слово царское от Господа послать ангела к Даниэлю, чтобы научить его истине грядущих событий. А так как ангел Гавриэль разъяснил Даниэлю второе видение (там 8:16), из-за чего и зародилось это сомнение, то ему и надлежало завершить объяснение этого, и в этом смысл сказанного "...и я пришел рассказать" (там 9:23), т.е. "я начал разъяснять тебе видение, мне и приказали завершить рассказ". И сказал: "...ибо любознателен (חמודות) ты" (там), т.е. "ты вожделеешь (חומד) и стремишься узнать сокровенное. И потому не следует тебе заблуждаться". Но "разумей слово и пойми видение" (там). Слово, о котором здесь идет речь, это пророчество Йирмеягу, как сказано выше: "о чем было слово Господа Йирмеягу" (там 9:2). А видение есть то самое, в котором Даниэлю было поведано о числе в две тысячи триста лет (там 8:14). И потому велел ему понять и то, и другое в согласии с их устройством и положенным временем. И тогда не возникнет у него в них никакого сомнения и противоречия. И разъяснил ему это, говоря: "Cемьдесят седьмин..." (там 9:24).

И подобает нам знать, как этот ответ сообразуется с вопросом, и почему ангел употребил здесь слово "седьмины", а не просто "годы" или "времена", как в других видениях (там 11:6 и 7:25). Представляется мне касательно этого, что Даниэль нашел в словах Йирмеягу, что Святой, благословен Он, посетит все народы земли, наказав их, как об этом сказано в отрывке "Возьми кубок вина гнева сей из руки моей и напои им все народы..." (Йирмеягу 25:15). И начал с Иерусалима, а после него фараона, а после - остальные народы, и царь Шешах Вавилонский среди них. И еще нашел, что посещение каждого народа будет по прошествии семидесяти лет, как сказал Йешаягу о Цоре, одном из этих народов: "... и оставлен будет Цор на семьдесят лет" (Йешаягу 23:15), так же и о Вавилоне: "...по исполнению семидесяти лет посещу царя вавилонского..." (Йирмеягу 25:12). И в конце этих слов сказано: "...все, написанное в книге сей, что пророчествовал Йирмеягу..." (там 25:13) - сообщить тебе, что так же как посещение Вавилона будет через семьдесят лет, так же произойдет и посещение других народов, ибо так установила Божественная Мудрость, что следует ждать этот срок. И в проклятиях нашли мы, что сказано: "...всемеро по грехам вашим..." (Вайикра 26:21). Так же и посещение отдельного человека нашли мы в срок этого числа лет. И так сказал Давид: "...дней лет наших в них - семьдесят лет..." (Теhилим 90). И потому решил Даниэль, что и грех его народа будет стерт и смыт через тот же срок семидесятилетнего изгнания. И поэтому сообщил ему ангел, что в отношении Израиля это не так, ибо зло их достигло Господа и грех их велик весьма, и не может он быть искуплен за семьдесят лет, как у других народов, которым дается семидесятилетний срок для покаяния, а если не покаются, то настигнет их расплата. Израиля же будут ожидать не семьдесят лет, а семь раз по семьдесят лет. А затем пресечется царство их и прекратится власть их, и снова уйдут они в изгнание для того, чтобы изгладить преступление свое. И это смысл слов "Семьдесят седьмин..."(Даниэль 9:24), т.е. "семидесятилетний срок, который определяется народу твоему, не таков, как ты думал, но семь раз по семьдесят лет определяется им". Итак, разъяснено, как сообразуется ответ ангела с вопросом о седьминах.

Cедьмины же эти получаются в сумме 490 лет, которые, без сомнения, суть время от разрушения Первого Храма до разрушения Второго Храма, ибо семьдесят лет длилось изгнание в Вавилон, а 420 лет стоял Второй Храм, что в сумме выходит 490 лет, как объяснил Саадия Гаон, и так же объяснили мудрецы наши, благословенна память их, в барайте "Седер Олам" ("Мировая Хронология"). И пришлось ангелу разъяснить это, т.к. Даниэль думал, что после возвращения из вавилонского плена изгладились с этим посещением все грехи Израиля и "вернулись сыновья к пределам своим" (Йирмеягу 31:16). И разъяснил ему ангел, что это не так и что посещение из Вавилона не будет полным Избавлением, ибо не будет в нем собрания всех двенадцати колен, а только части Йеhуды и Биньямина и примкнувших к ним из тех, что были в Вавилоне, и то не полностью, но только худших из них. И пришед в Иерусалим, не были они свободным народом, но находились под властью то Персии и Мидии, то Греции, то Рима. Иногда бунтовали против них и царствовали Хашмонаи по праву сильного. И не царствовал над ними потомок Давида, не было у них ни Урим и Тумим, ни ковчега с херувимами, ни елея помазания, ни пророчества. И все это указывает на то, что это не было полным Избавлением, но лишь посещением Святого, Благословен Он, давшего им вернуться к своей земле. И Храм построили они с разрешения Кореша и в том размере, в котором он им разрешил. И за то, что не исправили они стезей своих, но были хуже отцов своих, прекратилась власть их, пресеклось царство их, и об этом сказано здесь: "Семьдесят седьмин отрезано...", т.е. что после четырехсот девяноста лет вавилонского изгнания и стояния Второго Храма пресечется и прекратится преуспеяние их и слава Иерусалима. И пресечение это есть ни что иное, как только то, что отправятся они в горькое изгнание по сей день, ибо "отрезание" означает "расставание".

Если же ты истолкуешь "отрезано" в смысле "определено" по словам толкователей, то так следует толковать это Писание: "После семидесяти седьмин отрезано и определено Господом народу твоему изгладить преступление...", ибо так как они не покаялись, положено было им спуститься в изгнание и там стереть грехи свои. Также можно истолковать "отрезан" народ от города, а город от народа так, чтобы не находились они в стране Господа, и земля была оставлена ими. Ибо в этом смысл "отрезания" и отделения, которое будет в те дни, ведь во втором видении видел Даниэль утро и вечер числом 2300, и сообщил ему ангел, что эти 2300 будут не одного типа, т.е. все в изгнании или в покаянии и славе, но будут отделены из них семьдесят седьмин, и это отделение будет в том, что они не будут в стране своей, но в изгнании в Вавилоне, а затем после построения Второго Храма не утвердятся на земле, но отправятся в иное изгнание.

Но так как это речение ангела было очень кратким и неясным, оно было разъяснено, как я истолкую. И смотри, что ангел назвал Даниэлю великие цели этого долгого изгнания, грядущего за семидесятью седьминами, когда отсечется слава и царство от народа его и от города его.

Цель Первая

Реченное им: "Покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину" (Даниэль 9:24). Дело здесь в том, что грехи эти являются сильной скверной и великой нечистотой, делающие невозможным для грешников прилепиться к Творцу их. Ведь так же, как одеяния сообщают почет человеку и позволяет ему предстать перед великими, но если будут на них пятна, то крикнут ему: "Прочь, нечистый!", и не дадут ему приблизиться к царям, доколе не будут удалены эти пятна мытьем и очисткой, сопровождающейся многочисленными выбиваниями и выжиманиями. Так и дела челока суть одеяния души его, с ними предстает он перед Владыкой мира. Поэтому дела эти должны быть хорошими, как и сказано: "Во всякое время да будут одежды твои белыми" (Коэлет 9:8). Если же будут на нем пятна грехов и грязь злых дел, отделяющих его от его Бога, то ему будет необходима очистка страданиями, чтобы избавиться от них, по слову пророка: "Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих" (Йешаягу 1:16) и Давид говорит: "Смой с меня совершенно грех мой и от проступка моего очисть меня" (Теhилим 51:4). И таким образом, страдания были необходимым следствием грехов, дабы очистить души.
Однако, так как раскаяние является омовением и очищением греха, Святой, Благословен Он, удерживает свой гнев от грешника до времени, чтобы тот раскаялся, а если не раскается, то не избежит кары. И вот, когда был Израиль на своей земле, велико весьма было их зло перед Богом: идолопоклонство, блуд, и кровопролитие, и несоблюдение седьмого года. Поэтому справедливость требовала, чтобы они получили свое наказание, и когда были они изгнаны в Вавилон за грех оставления седьмых лет, как сказано: "Тогда наверстает земля субботы свои" (Вайикра 26:34). И через пророка Йермеягу (25:11-12) сообщил им, что когда исполнятся семьдесят лет Вавилона, вспомнит о них, и выполнит Свое благое слово о них. Т.е. разъяснил, что воспоминание об Израиле будет связано с посещением Вавилона, и так в действительности было, что по причине разрушения Вавилона и смерти царя Бельшацара, разрешил Корэш, царь персидский, Израилю вернуться в свою землю. И в этом был смысл слов Йирмеягу, что вернутся они в землю свою, и ни в чем другом. Возвращение же их имело целью раскаяние и приход полного обетованного избавления. И это то, о чем сказал Йирмеягу (29:11): "Ибо знаю Я те помыслы, что задуманы Мною о вас, – сказал Г-сподь, – помыслы о благополучии, а не о бедствии, чтобы дать вам будущность и надежду". И это сказано не об избавлении из вавилонского плена, но о грядущем избавлении, которое есть будущий гнев с надеждой воскресения мертвых. И поэтому сразу после этого сказано: "И вы воззовете ко Мне и пойдете, и будете молиться Мне". И это не предсказание, но повеление, и об этом сказано далее: "и будете искать Меня всем сердцем своим, и буду Я обретен вами ... и возвращу вас из плена, и соберу вас". Вот, Он повелевает израильтянам, что когда они будут там во времена Второго Храма, чтобы они взывали к Господу и молились Ему. И эти слова пророка подобны словам Моше, Учителя нашего, да пребудет он в мире, о том, что после покаяния вернет Господь их из плена, и соберет изгнанников Израиля. И это невозможно истолковать иначе, чем о грядущем избавлении. Но так как во времена Второго Храма, вместо того, чтобы исправить то, в чем они согрешили во времена Первого Храма, они еще больше стали грешить блудом, кровопролитием, грабежом, ересью Цадока и Байтуса (саддукейством), публичным осквернением Имени Бога, то определено был им изгнание не за те грехи, которые были во Втором Храме, но за те, что совершали они со дня входа в страну, в которой пребывали они со дней Йеhошуа до разрушения Невухаднецара, и во время Второго Храма, что составляет около тысячи и трех сот лет, в течении которых они постоянно делали злое о в очах Бога. И так как весьма велико был время греха, и во время изгнания в Вавилон они смогли только совсем немного очиститься от грехов своих, определил Премудрый им иное изгнание, долговременное, чтобы завершить получение наказания и искупить грехи, как сказал пророк: "Искуплен грех твой, дочь Цийона, не будет Он больше изгонять тебя" (Эйха 4:22). И поэтому сказал ангел: "... дабы покончить с преступлениями и уничтожить грех". И буква "ламед" в слове "לכלה" (покончить) и остальные буквы "ламед" в этом стихе означает "дабы". Как в стихах: "И спросил Давид о ("ламед") благополучии Йоава" (Шмуэль Бэт 11:7), "Скажи обо ("ламед") мне - это брат мой" (Брэйшит 20:13), "И сказал фараон о ("ламед") сынах Израиля" (Шмот 14:3). Как учат грамматики. А то, что он употребил три глагола: "покончить", "уничтожить" и "искупить", это потому, что за отмену седьмых лет они уже были наказаны в Вавилоне, но за три наиболее тяжких греха: идолопоклонство, блуд и кровопролитие - которые они совершали на протяжении всего их пребывания в стране, они не получили наказание в Вавилоне из-за краткости его, и потому понадобилось это долгое изгнание, дабы покончить с преступлениями идолопоклонства, уничтожить грех блуда и искупить вину кровопролития. Итак, разъяснена первая цель. Но так как в пророчестве вещи разъясняются до предела кратко и лишь намеками, то ограничился ангел словом "отрезано", указывающим на прекращение царства и наступление изгнания.

Цель Вторая

Сказанное им: "...и привести праведность вечную" (Даниэль 9:24). Смысл же сказанного здесь в том, что так же, как Израиль был порабощаем в Египте 400 лет для той цели, о которой сказано при исходе их оттуда, т.е. чтобы показать истинность существования Благословенного, и попечения Его, и могущества Его. Как говорит об этом Тора (Шмот 8:18): "Дабы знал ты, что Я Бог посреди земли". И сказано (Шмот 9:14): "Дабы знал ты, что нет подобного Мне на всей земле". И было распространение этого для того только, чтобы Израиль пришел к приобретению своей истинной веры. Так хотел Бог удостоить и весь человеческий род, увидев, что все народы земли имеют испорченные верования и законы их различны и ложны, а законы Царя Господа Воинств они не соблюдают и не знают о Вере в Него. И так как не может быть действие Господа в создании рода человеческого впустую, так как "всё, что названо Именем Его, для славы Его создано" (Йешаягу 43:7), то усмотрел Святой Благословен Он в Мудрости Своей высшей научить всех приходящих в мир пути, по которому следует идти им и дело, которое следует им делать. Так, чтобы исчезли грешные с земли, и идолы были бы низвергнуты. И познали бы, что Господу принадлежит Царство и власть над народами. И утвердили бы в душах своих истинность божества Его и веры в Него. Для того, чтобы достигнуть цели, ради которой были они созданы. И будет это через унижение народа Его в сем долгом изгнании, чтобы при выходе их из него, при собрании пленников и изгнанников, при воскресении мертвых, пришли бы все народы к вере в божественность Его и приняли бы власть Его. И так как цель сия огромна и велика весьма, чтобы все народы без исключения приняли бы веру в Господа Благословенного, понадобилось, чтобы это изгнание было столь долговременно. Ибо действие должно быть сообразно достигаемой цели. И если египетское изгнание длилось 400 лет, чтобы только народ Израиля приобрел веру в Благословенного, то полагается нынешнему изгнанию быть весьма долгим, так как он есть средство для того, чтобы все язычники приобрели ее. И как сказал пророк Йешаягу, да пребудет он в мире: "И будет в конце дней, устроена будет гора Храма Господня во главе гор … и поднимутся туда народы многие…" (Йешаягу 2:2). И сказал: "В тот день презреет каждый идола своего из серебра…" (Йешаягу 31:7) И сказал: "Все жители вселенной и обитатели земли! Когда поднят будет знак на горах, – увидите, и когда затрубит шофар, – услышите" (Йешаягу 18:3). И пророк Цфанья сказал: "Тогда возвращу я народам чистую речь, чтобы все воззвали Имя Господне…" (Цфанья 3:9) И подобных изречений великое множество, трудно сосчитать все. И слова пророков, свидетельствуя, повествуют о том, что через избавление Израиля придут все народы к истине Благословенного. И как сказано в молитве Мусаф в Новолетие: "Потому уповаем на Тебя, Господь Бог наш… исправить мир…" и там же сказано: "И узнает всякое творение, что Ты сотворил его". И об этом сказал ангел Даниэлю: "...привести праведность вечную", разумея, что изгнание сие, определенно народу его и городу его для того, что пришла в мир праведность вечная, которая пребудет вечно. И возможно что под словом "оламим" (букв. "веками") разумел он воскресение мертвых, которое произойдет тогда. И встретится праведность века сего с праведностью века грядущего.

Цель Третья

Сказанное им: "И поставить печать на видении и пророке" (Даниэль 9:24). Не означает это прекращение пророчеств. Но напротив, так как до разрушения Первого Храма и захоронения Ковчега Завета Господня, он (Храм) был местом пророческого озарения, и многие чудеса происходили в Храме, и много пророков было в Израиле, а после разрушения "знамений наших не увидели мы, нет больше пророка" по словам псалмопевца (Теhилим 74:9). А о временах грядущего Избавления сказано: "И будет после того, изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видения ... И дам Я знамения на небе и на земле..."(Йоэль 3:1-3), т.е. будет излияне пророческого духа в среде Израиля и будут чудеса, как в древние времена. Поэтому сказано: "И поставить печать на видении и пророке", т.е. что пророчество будет распространенным в то время, опечатанными печатью Святого, благословен Он. И еще содержится намек здесь на то, что это долгое изгнание пришло для того, чтобы исполнились пророчества и видения, которые говорили пророки об Израиле: об изгнании, и избавлении, и о воскресении мертвых, ибо это цель всех пророчеств. И так сказали мудрецы наши: "Все пророки пророчетсвовали о днях Мессии" (Брахот 34б), и это было целью пророчеств, и тогда будут они исполнены, и вернется пророчество как в прежние дни. И это цель третья.
Хостинг от uCoz



Хостинг от uCoz