בס"ד
На главную! Le commentaire de Rabbi Isaac Abarbanel sur Genèse 18 Rabbi Itzchak Abarbanel's Auslegung des Genesis 18 Rabbi Isaac Abarbanel's commentary on Genesis 18 Толкование рабби дона Ицхака Абарбанэля на Бытие 18 פירושו של 
רבינו דון יצחק אברבנאל על בראשית י"ח









Рабейну дон Ицхак Абарбанэль

Толкование на Тору

Книга Брейшит

Глава 18 «Вайера»





Оригинал:
cтр. 234
стр. 235
стр. 236



«И воззвел очи свои и увидел, и вот три мужа стоят перед ним ...» (Бр. 18:2)

Должно тебе знать, что некоторые толкователи твердо придерживаются того мнения, что бесплотный разум (т.е. ангел – прим. пер.), не может быть постигнут человеческими органами чувств, ибо те способны объять лишь материальные тела, обладающие размерами и цветом. Но с другой стороны, затруднились они истолковать этот рассказ о трех мужах, представших взору Авраама и Лота, таким образом, будто речь шла о пророческом видении, потому как и строки Писания свидетельствуют, что эти мужи, будучи у Авраама, ходили, ели и совершали другие всамделишные действия наяву, да и Лот и жители Сдома, видящие их во время сдомских событий, не были пророками. И еще свидетельствует Писание о прекращении пророческого видения Авраама перед приходом этих ангелов в Сдом, как сказано: «И отошел Господь, закончив говорить с Авраамом, и Авраам возвратился на место свое» (Бр. 18:33), а это означает, что события в Сдоме произошли на самом деле и наяву, а не в пророческом видении. Из-за всего этого разделились эти толкователи в своих воззрениях относительно этих мужей на две группы. Одни, и к ним относятся Ибн-Эзра и Ралбаг, говорят, что это были обыкновенные люди, пришедшие возвестить Сарре о рождении сына и спасти Лота от переворота Сдома. А другие говорят, что были это ангелы вышние, т.е. бесплотные умы, чудесным образом облекшиеся в плоть, и видимые, таким образом, Аврааму, Сарре и Лоту. И так же, по их мнению, было с ангелом, представшим взору Агары. А также и Яакову, с которым боролся некий муж. И таким же образом предстал ангел Маноаху (отцу Шимшона (Шофтим 13:3-22) - прим. пер.). И так же было с конями и колесницами огненными, которые видел слуга Элишы (Млахим Бет 6:17). Ведь все они были видимы телесными органами зрения, постигающими только телесное, и это тип видения, называемый у каббалистов «видение открытыми глазами» («глуй эйнаим»). И таково мнение Рамбана.

Но вот, первое мнение, что это были обыкновенные люди, пророки, неверно совершенно, ибо во времена Авраама не было пророков кроме него, тем более, не было пророков, больших, чем он, которых послали бы к нему, чтобы возвестить ему что-то. И если бы был такой пророк, то и ему, как Аврааму, повелено было бы обрезаться, и Тора бы сообщила о нем. И еще, сама речь этих людей указывает на то, что было в них что-то ангельское, божественное. Например, один из них сказал Аврааму: «Возвращаясь, приду к тебе ...» (Бр. 18:10), а если бы был сей вестник пророком, надлежало ему сказать: «Так сказал Господь: возвращаясь, придет к тебе», или как Элиша: «Во время это, как сейчас, ты обнимешь сына» (Млахим Бет 4:16). Но не подобает человеку говорить: «Возвращаясь, приду к тебе, как сейчас», ведь он может умереть и не возвратиться более в дом сей. Также указывает на то, что это не были обыкновенные люди, тот факт, что они поразили невидением жителей Сдома, а какой пророк по собственному произволению способен на такое? Вот, про Элишу написано, что он взмолился Господу: «Порази народ сей невидением!» (Млахим Бет 6:18), но не сам он поразил их. Также на необыкновенность этих мужей указывает и сказанное ими: «Ибо разрушаем мы место это...» (Бр. 19:13) и «...чтобы я не разрушал...» (Бр. 19:21), но так невозможно сказать про пророка, ибо разрушение города есть действие Бога, как сказано: «А Господь дождил на Сдом...» (Бр. 19:24). И хотя и написал Ибн-Эзра, что есть в Писании подобное этому, например: «Моше и Аарон сотворили все знамения» (Шмот 11:10), на самом деле нет здесь опровержения, ибо Моше и Аарон производили определенные действия, которые вызвали знамения, потому те и относятся к ним.
В нашем же случае дело не обстояло так. И все это говорит о том, что те мужи были, на самом деле, духовные ангелы, а не пророки, потому Писание и подчеркивает про Авраама, что «и он стоял пред ними под деревом, а они ели» и про Лота: «и опресноки испек им и ели», ведь еда была чудом для них.

Однако второе мнение, говорящее о воплощении, склоняюсь я к его приятию, только хотел бы, чтобы мудрец-каббалист ответил мне, как именно понимает он это воплощение? Скажет ли он, что бесплотные умы оденутся в тела из плоти, костей, жил, желчи и четырех элементов, как все люди, и не будет меж ними и людьми никакого отличия, кроме того, что в людях останется людская идея (т.е то, что делает человека человеком – разум и способность выбирать – прим. пер.), а в них – ангельская? Если так понимает этот мудрец воплощение, то из этого последует, что это воплощение есть рождение этого тела, а отделение от тела есть смерть, чего не может быть, поскольку это вызывало бы вопрос о происхождении этого тела, в которое облекся ангел, были ли у этого тела породившие его отец и мать, или оно было сделано из четырех элементов, подобно телу Адама, или оно произошло «из ничего», как сам первичный мир? А также про отделение ангела от тела надобно будет тогда спросить: почему никто не обнаружил эти мертвые тела на земле? Этого, действительно, невозможно понять! Тем более, что Писание свидетельствует об ангеле, представшим взору Маноаха и его жены, что тот поднялся в пламени алтаря в небо (Шофтим 13:20), неужто он забрал с собою в небо и тело свое, в которое облекался на земле?!
А есть некоторые мудрецы, говорящие, что ангелы постоянно пребывают воплощенными в легкие, воздушные тела, которые, по приближении к людям, становятся более плотными и видимыми, а по удалении от них, они снова становятся тонкими и воздушными.

Но вот какое сильное сомнение вызывает как мнение говорящих, что тела, в которые воплощаются ангелы, состоят из такой же плоти, костей, как и людские, так и говорящих, что тела эти воздушные, способные уплотняться: почему же в таком случае их видят только определенные люди и не видят все остальные? Ведь Элиша должен был молитвенно просить за своего слугу: «Господи, отверзи глаза отрока и увидит! И отверз Господь глаза отрока и тот увидел: и вот гора полна коней и колесниц огненных возле Элишы!» (Млахим Бет 6:17) Ведь, по этим мнениям, надлежало Элише, вне всякого сомнения, молиться о создании этих тел, а не о том, чтобы их узрел его слуга, ведь чудо состояло не в видении обыкновенных тел, а в их создании! Также и в книге Даниэля сказано: «...а люди, бывшие со мное, не видели сего явления...» (Даниэль 10:7), но ведь если это настоящие тела, из плоти или из уплотняющегося воздуха, то увидит их как пророк, так и обычные люди, так как любые глаза узрят представший перед ними предмет.

Я же полагаю, что истинным и соответствующим как свидетельству слов Писания, так и правильному размышлению, является то, что Авраам и Лот, и все остальные действительно видели этих мужей, огненных коней и колесниц, хотя те и не существовали в реальности, но видение этих форм было не миражом, порожденным воспаленным мозгом, а вполне реально ощущалось глазами, ибо Святой, Благословен Он, показал эти формы глазам видевших их людей, когда те занимались своими делами, как все обычные люди, потому и взмолился Элиша: «Господи, отверзи глаза отрока и увидит!» (Млахим Бет 6:17), ибо чудо состояло именно в видении вещей, не существовавших в реальности, как будто те действительно находились перед его глазами. И также следует понимать слова: «А Господь дал услышать лагерю арамскому звук колесниц и звук коней» (Млахим Бет 7:6), не так, что там действительно были колесницы и кони, но что уши арамские слышали те настоящие, ощутимые звуки, как будто там были и колесницы и кони. Также и ослица Билама видела ангела именно таким способом (Бемидбар 22:23). И поэтому не видели этих форм и не слышал этих звуков никто, кроме тех пророков и людей, которым желал Бог показать или дать услышать их по какой-либо причине. И потому назвали мудрецы тип таких видений - «видение открытыми глазами» («глуй эйнаим»), ибо чудо состояло именно и исключительно в том, чтобы видеть то, чего нет.

И уже писал я о видах пророчества и его уровней, как это следует из истинного рассмотрения слов Торы; и о том, что высший его вид – божественное влияние исключительно на разум человека, без участия в нем каких-либо плотских сил, и пророчества этого вида удостоился Господин Пророков – Моше, Учитель наш, да пребудет над ним мир; и о том, чем отличается это влияние от влияния на мудрецов в мудрости их; и о том, что есть иной вид пророчества – когда божественное влияние идет на речевую и представляющую способности человека одновременно, и такого пророчества удостоились все пророки, и только об этом пророчестве говорил Наставник (т.е. Рамбам в книге «Наставник колеблющихся»); и о том, что есть третий вид пророчества – когда божественное влияние идет на плотские органы чувственного восприятия, и они ощущают вещи, которых нет в реальности, и такой вид я называю «чувственное пророчество», и потому такое чувство ощутит лишь тот, на кого направлено такое влияние, и к такому виду пророчества относится сказанное о Синайском Откровении: «Облик же славы Господней, как огонь, пламенеющий на верху горы, пред глазами сынов израилевых» (Шмот 24:17), т.е. именно и исключтельно пред их глазами был Он в таком облике. Но чтобы такое влияние называлось вполне пророческим влиянием, необходимо, чтобы сначала влияние шло на душу пророка, затем распространилось на его представляющую способность, а оттуда перешло на внешние органы чувств, и тогда почувствует только этот пророк то ощущение не из-за взыгравшегося воображения и ослабления разума, как это бывает с воспаленными, больными, и меланхоликами, но пользуясь целиком здоровыми органами чувств. А иногда влияние не пойдет на разум и представляющую способность, а пойдет сразу на органы чувств, и так было со слугой Элишы, видевшего коней и колесниц огненных вокруг него (Млахим Бет 6:17), и с воинами арамского царя, слышавшими звук коней и колесниц (Млахим Бет 7:6), и ни тот, ни те не были пророками, ибо влиянию подвержен был не разум их, но Святой, Благословен Он, чудесным образом, для блага своего пророка или спасения своего народа, показал им (слуге и воинам) и дал им услышать формы и звуки тех вещей, которых не было в реальности, как будто бы они были.

И вот, Авраам, праотец наш, видел ангелов в человеческом обличье, и это было именно «чувственное пророчество», ибо влияние божественное коснулось разума его и представляющей способности одновременно и предстало пред внешними органами чувств его, и потому сказано об этом: «И увиделся ему Господь... и увидел: и вот три мужа ... и увидел и побежал навстречу им» (Бр. 18:1-2) – три раза сказано слово «увидел», ибо было это тройственное видение: видение разума, видение представляюшей силы и видение внешних органов чувств, ощущавших это «чувственное пророчество», будучи целиком здоровыми и действующими. Но Лот и жители Сдома видели все эти удивительные вещи своими глазами, но не были при этом пророками, ибо разум их не подвергся божественному влиянию, но они были как слуга Элиши и лагерь арамский.

О том же, что сказали мудрецы наши, благословенна из память: «Авраам, обладающий хорощей силой, видел их подобными людям; Лот же, обладающий плохой силой, видел их подобными ангелам» (Мидраш Брэйшит Раба, гл. 50), полагает Наставник, будто речь идет о том, что Авраам, многократно удостоившийся пророческого созерцания ангелов, не был удивлен их явлением, и воспринимал их, как обычных людей, а Лот, не искушенный в пророчестве, воспринял их с большим потрясением, как ангелов. Но его слова не представляются мне верными, ибо Лот по большинству называет их людьми и только иногда – ангелами, будто сила его и большая и слабая одновременно, что невозможно. Ралбаг же написал, что мужи, явившиеся к Аврааму, были просто людьми, пророками, как, например, Шем и Эвер, бывшие в эпоху этого праотца, и что пришли они к Аврааму только ради возвещения Сарре о рождении сына, и потому не называются они в том рассказе про Авраама «малахим» - посланниками, ибо не были они посланы к нему, ведь он обладал пророческим уровнем выше, чем они. Но в рассказе про Лота они названы «малахим» - посланниками, ибо они обладали уровнем выше его. И по этому, как понимает Ралбаг, сказали наши мудрецы: «Авраам, обладающий хорошей силой, видел их подобными людям и т.д.» Но я уже писал о сомнениях, вызваемых мнением говорящих, что эти мужи были обыкновенными людьми, пророками. Я же полагаю, что правильное толкование этого изречения мудрецов следующее. Силой хорошей или плохой мудрецы нарекли не представляющую способность, как говорит Наставник, и уж тем более не имели в виду мнение Ралбага, но они стремились объяснить, почему духовные, бесплотные ангелы предстали Аврааму в человеческом облике, ведь так как разум Авраама подвергся божественному влиянию, он должен был распознать в них ангелов вышних и постигнуть их суть, зачем же понадобилось ему вообще плотское их ощущение, а если уж он увидел их, как не распознал их, как посчитал их людьми и дал им есть? На это и ответили мудрецы, что это от славной силы Авраама, т.е. из-за праведности его и хорошего удела понадобилось Всевышнему показать их в облике людей, чтобы воздать им почет, и чтобы были они приглашены за стол его в день обрезания, и чтобы сказать ему, что вернутся к нему в день радости сердца его, в день трапезы, которую он устроит в честь обрезания Ицхака, и чтобы возвестить Сарре через них о рождении сына, уровень пророчества которой достиг только чувственного. Из-за всего этого понадобилось представить их в виде людей. И так как все это было необходимо из-за величия и почета Авраама, cказали мудрецы «Авраам, обладающий большой силой и т.д.» Однако в Сдоме, их понадобилось также представить в виде людей, подвергнуть испытанию злодейство жителей города, как будет объяснено далее, и чтобы держали они за руку Лота и дочерей его и вывели их из города, и потому, когда они трапезничали с ним, он называл их людьми (Бр. 19:1-14), но во время переворота назвал их ангелами (Бр. 19:15-16), ибо тогда в горе своем увидел их ангелами, разрущающими город, и об этом сказали мудрецы: «Лот же, обладающий плохой силой, видел их подобными ангелам», потому что в качестве ангелов они упомянуты в момент разрушения Сдома, когда сила Лота была плоха, плох был удел его.

И не следует говорить, что коли так, то видение Авраама порочно, ибо видел то, чего не было в реальности. Ведь если бы причина такого видения было взыгравшееся воображение, тогда это было бы пороком, вне сомнения, ибо только ослабленный разум не смог бы отринуть этот мираж. Но видя божественные вещи, которые по какой-либо причине представит Бог глазам его, он пребывал в совершенстве и величии, а не в порочном состоянии.

И после разъяснения этой истории с ангелами и их воплощением в видении Авраама и Лота, возмусь толковать строки этой главы, как подобает.
Хостинг от uCoz



Хостинг от uCoz