Оригинал на древнееврейском
здесь И подобает нам задать еще и четвертый вопрос в связи с этим отрывком (Исход 23:20 – 24:18). Вопрос же этот сможем мы постичь после предложения следующего истинного основания. Все, посредством чего Бог осуществляет свое попечение над этим осязаемом чувствами миром, делится на две части: посредники, обладающие разумом и способностью выбора, и им подобает название «выбирающие посредники», ибо они поступают сообразно своей воле и выбору, и средства – инструменты, лишенные способности выбирать свои действия и способные производить лишь действия, сообразные с их устройством. К этим последним относятся все природные силы и действия, как и сказано: «Делающий ветра ангелами своими» (Псалмы 104:4 (еврейская нумерация)), и их нельзя назвать правителями, но лишь инструментальными средствами. И уже нашли мы у учителей наших, благословенна память о них, изречения, в которых относят они совершение какого-либо дела Богу без посредников, причем под посредниками понимают они именно «выбирающих» посредников, но наличия в этом деле посредников-инструментов не отрицают. Вот, про казнь первенцев египетских сказано в истинной традиции, что сия произведена самим Богом во славе Его, не посредством ангела, и не посредством серафима и т.д. (), и подразумевается под этими словами, что произошла казнь эта не по природе и воле одного из князей вышних, но от Самого Бога благословенного. Однако, неизбежно свершение этой казни посредством каких-либо инструментов: либо это воздух, испортившийся без естественной причины, связанной с внутренним состоянием египетских первенцев, либо Он приказал телам их выйти из равновесия, либо каким-то иным способом были они умервщлены внезапно. И на такой инструмент намекали учителя наши, благословенна память о них, говоря: «раз дана власть вредителю разрушать, не различает он меж праведником и злодеем». И это изречение не противоречит тому, что сказали они про стих Писания: ««И пройду Я по земле египетской...» Я, а не ангел и т.д.», ибо там отрицали они наличие посредника, обладающего выбором и разумом, который произвел бы казнь Египта и спасение Израиля, и которого назвали «ангел», «серафим», «посланник», т.е. именами, которые предназаначены для «выбирающих» посредников. Однако, говоря о вредителе, получившем власть разрушать, подразумевали именно инструментальное средство и сказали поэтому, что сей не различает меж праведником и злодеем, ибо нет у него способности различать и выбирать, и коли уж отправлен инструмент действовать, то не прекратит он своего действия из-за достоинств получающих воздействие. Поистине, именно в этом заключается согласие этих изречений, а не так, как думал учитель наш Рабейну Нисим, благословенна память о нем. После этого предисловия скажу так: послание этого ангела, о котором сказал Господь: «Вот, Я посылаю ангела перед тобой» (Исход 23:20), неизбежно будет использованием посредника либо первого типа («выбирающий» посредник (пер.)), либо второго (средство-инструмент (пер.)). Если же скажем, что речь Господа была об этом ангеле как о посреднике, управляющем народом по своему разумению и выбору, то весьма трудно будет уразуметь сам факт послания Господом такого ангела, ибо в таком случае выйдет, что воля Господа была в том, чтобы избранный народ стал бы похожим на другие народы, служащие звездам, которыми управляют слуги Бога, и не было бы между ними никакой разницы, ведь все народы хоть и суть творение рук Бога, но управляются не Им, но посредниками, правителями, предназначенными специально для них. И по мнению мудрецов наших, благословенна память о них, сказавших, что этот ангел пришел к Йегошуа сыну Нуна, и он – князь воинства Господа, получается, что народ Израиля в Стране Избранной подобен другим народам в своих странах, и каким же образом дано будет знать, что Израиль подлежит специальному надзору Господнему, и в чем смысл обетований Божьих Аврааму: «И буду им Богом» (Бытие 17:8), и речений Господина нашего Моше: «А вас взял себе Господь» (Второзаконие 4:20), «Страна, о которой печется Господь Бог твой» (Второзаконие 11:12), «Господь один водит его, и нет с Ним бога иного» (Второзаконие 32:20)? И еще, если Израиль будет управляться ангелом, как будет попечение их сообразно частным действиям и помыслам израильтян, ведь небесная система и ограниченное попечение посредников не даст блага и преуспеяния за исполнение предписаний и заповедей. Итак, по всем этим причинам невозможно сказать, что этот ангел принадлежит к первому типу посредников. Если же скажем, что этот ангел принадлежит ко второму типу посредников, то есть он является инструментом, посылаемым Господом исполнять Его волю, на уровне осы (Исход 23:28), то тогда трудно будет уразуметь надобность этого сообщения «Вот, Я посылаю ангела перед тобой» (Исход 23:20), указывающего на то, что такой ангел был послан именно в тот момент, но ведь если речь идет только об инструментальном посреднике, то таковой, как мы уже выяснили, сопровождал Израиль постоянно, и как уже сказано до этого: «И двинулся ангел Божий, идущий перед станом Израилевым»(Исход 14:19), и про подобного ангела сказал Псалмопевец: «Ибо ангелов Своих пошлет к тебе охранять тебя во всех путях твоих» (Псалмы 91:11). И еще, если это был инструмент, то как же Бог сказал про него: «Берегись его и слушай его, не перечь ему, ибо он не простит прегерешений ваших» (Исход 23:21), ведь эти выражения невозможны про инструмент, действующий без выбора и воли. И еще, ведь в главе «Ки тиса» (Исход 30:11 – 34:34) после греха с золотым тельцом сказал Бог: «Я пошлю пред тобой и т.д.» (Исход 33:2), «Ибо не пребуду в тебе и т.д.» (Исход 33:3), т.е. сказано, что ангел будет вместо Бога, что невозможно говорить про инструмент, действующий без выбора и воли, ибо он не сделает ничего, отличного от руководства Божьего, как я уже говорил. Также и то, что сказал Моше «Как же станет известно, что обрел я милость в глазах Твоих? - только если Ты пойдешь с нами» (Исход 33:16) не имеет смысла в том случае, если речь идет об ангеле – одном из инструментов Божьих, ибо инструмент нуждается в Деятеле, и если Бог пошлет свой инструмент, то и Сам пойдет с ними. Итак, выходит из слов этих строк, что невозможно сказать, что этот посланный ангел принадлежит ко второму типу посредников. И становится, коли так, ясно, что необходимо нам полное разрешение этого вопроса, ибо не нашли мы у мудрецов, бывших прежде нас, ни решения этого вопроса, ни указания на него. И уже говорил я и с мудрецами страны сей (видимо, Португалии или Испании, где жил Абарбанэль до изгнания Израиля в 1492 году (пер.)) об этом вопросе и слышал их мнения относительно него, а некоторые и видел на письме, и жива Истина, всех их унесет ветер. Хостинг от uCoz
|