בס"ד
На главную! Le commentaire de Rabbi Isaac Abarbanel sur Genèse 18 Rabbi Itzchak Abarbanel's Auslegung des Genesis 18 Rabbi Isaac Abarbanel's commentary on Genesis 18 Толкование рабби дона Ицхака Абарбанэля на Бытие 18 פירושו של 
רבינו דון יצחק אברבנאל על בראשית י"ח









Рабейну дон Ицхак Абарбанэль

Книга «Атерет Зкейним» («Корона Старцев»)

Глава Четвертая


Оригинал на древнееврейском здесь



И подобает нам задать еще и четвертый вопрос в связи с этим отрывком (Исход 23:20 – 24:18). Вопрос же этот сможем мы постичь после предложения следующего истинного основания. Все, посредством чего Бог осуществляет свое попечение над этим осязаемом чувствами миром, делится на две части: посредники, обладающие разумом и способностью выбора, и им подобает название «выбирающие посредники», ибо они поступают сообразно своей воле и выбору, и средства – инструменты, лишенные способности выбирать свои действия и способные производить лишь действия, сообразные с их устройством. К этим последним относятся все природные силы и действия, как и сказано: «Делающий ветра ангелами своими» (Псалмы 104:4 (еврейская нумерация)), и их нельзя назвать правителями, но лишь инструментальными средствами.

И уже нашли мы у учителей наших, благословенна память о них, изречения, в которых относят они совершение какого-либо дела Богу без посредников, причем под посредниками понимают они именно «выбирающих» посредников, но наличия в этом деле посредников-инструментов не отрицают. Вот, про казнь первенцев египетских сказано в истинной традиции, что сия произведена самим Богом во славе Его, не посредством ангела, и не посредством серафима и т.д. (), и подразумевается под этими словами, что произошла казнь эта не по природе и воле одного из князей вышних, но от Самого Бога благословенного. Однако, неизбежно свершение этой казни посредством каких-либо инструментов: либо это воздух, испортившийся без естественной причины, связанной с внутренним состоянием египетских первенцев, либо Он приказал телам их выйти из равновесия, либо каким-то иным способом были они умервщлены внезапно. И на такой инструмент намекали учителя наши, благословенна память о них, говоря: «раз дана власть вредителю разрушать, не различает он меж праведником и злодеем». И это изречение не противоречит тому, что сказали они про стих Писания: ««И пройду Я по земле египетской...» Я, а не ангел и т.д.», ибо там отрицали они наличие посредника, обладающего выбором и разумом, который произвел бы казнь Египта и спасение Израиля, и которого назвали «ангел», «серафим», «посланник», т.е. именами, которые предназаначены для «выбирающих» посредников. Однако, говоря о вредителе, получившем власть разрушать, подразумевали именно инструментальное средство и сказали поэтому, что сей не различает меж праведником и злодеем, ибо нет у него способности различать и выбирать, и коли уж отправлен инструмент действовать, то не прекратит он своего действия из-за достоинств получающих воздействие. Поистине, именно в этом заключается согласие этих изречений, а не так, как думал учитель наш Рабейну Нисим, благословенна память о нем.

После этого предисловия скажу так: послание этого ангела, о котором сказал Господь: «Вот, Я посылаю ангела перед тобой» (Исход 23:20), неизбежно будет использованием посредника либо первого типа («выбирающий» посредник (пер.)), либо второго (средство-инструмент (пер.)). Если же скажем, что речь Господа была об этом ангеле как о посреднике, управляющем народом по своему разумению и выбору, то весьма трудно будет уразуметь сам факт послания Господом такого ангела, ибо в таком случае выйдет, что воля Господа была в том, чтобы избранный народ стал бы похожим на другие народы, служащие звездам, которыми управляют слуги Бога, и не было бы между ними никакой разницы, ведь все народы хоть и суть творение рук Бога, но управляются не Им, но посредниками, правителями, предназначенными специально для них. И по мнению мудрецов наших, благословенна память о них, сказавших, что этот ангел пришел к Йегошуа сыну Нуна, и он – князь воинства Господа, получается, что народ Израиля в Стране Избранной подобен другим народам в своих странах, и каким же образом дано будет знать, что Израиль подлежит специальному надзору Господнему, и в чем смысл обетований Божьих Аврааму: «И буду им Богом» (Бытие 17:8), и речений Господина нашего Моше: «А вас взял себе Господь» (Второзаконие 4:20), «Страна, о которой печется Господь Бог твой» (Второзаконие 11:12), «Господь один водит его, и нет с Ним бога иного» (Второзаконие 32:20)? И еще, если Израиль будет управляться ангелом, как будет попечение их сообразно частным действиям и помыслам израильтян, ведь небесная система и ограниченное попечение посредников не даст блага и преуспеяния за исполнение предписаний и заповедей. Итак, по всем этим причинам невозможно сказать, что этот ангел принадлежит к первому типу посредников.

Если же скажем, что этот ангел принадлежит ко второму типу посредников, то есть он является инструментом, посылаемым Господом исполнять Его волю, на уровне осы (Исход 23:28), то тогда трудно будет уразуметь надобность этого сообщения «Вот, Я посылаю ангела перед тобой» (Исход 23:20), указывающего на то, что такой ангел был послан именно в тот момент, но ведь если речь идет только об инструментальном посреднике, то таковой, как мы уже выяснили, сопровождал Израиль постоянно, и как уже сказано до этого: «И двинулся ангел Божий, идущий перед станом Израилевым»(Исход 14:19), и про подобного ангела сказал Псалмопевец: «Ибо ангелов Своих пошлет к тебе охранять тебя во всех путях твоих» (Псалмы 91:11). И еще, если это был инструмент, то как же Бог сказал про него: «Берегись его и слушай его, не перечь ему, ибо он не простит прегерешений ваших» (Исход 23:21), ведь эти выражения невозможны про инструмент, действующий без выбора и воли. И еще, ведь в главе «Ки тиса» (Исход 30:11 – 34:34) после греха с золотым тельцом сказал Бог: «Я пошлю пред тобой и т.д.» (Исход 33:2), «Ибо не пребуду в тебе и т.д.» (Исход 33:3), т.е. сказано, что ангел будет вместо Бога, что невозможно говорить про инструмент, действующий без выбора и воли, ибо он не сделает ничего, отличного от руководства Божьего, как я уже говорил. Также и то, что сказал Моше «Как же станет известно, что обрел я милость в глазах Твоих? - только если Ты пойдешь с нами» (Исход 33:16) не имеет смысла в том случае, если речь идет об ангеле – одном из инструментов Божьих, ибо инструмент нуждается в Деятеле, и если Бог пошлет свой инструмент, то и Сам пойдет с ними.

Итак, выходит из слов этих строк, что невозможно сказать, что этот посланный ангел принадлежит ко второму типу посредников. И становится, коли так, ясно, что необходимо нам полное разрешение этого вопроса, ибо не нашли мы у мудрецов, бывших прежде нас, ни решения этого вопроса, ни указания на него. И уже говорил я и с мудрецами страны сей (видимо, Португалии или Испании, где жил Абарбанэль до изгнания Израиля в 1492 году (пер.)) об этом вопросе и слышал их мнения относительно него, а некоторые и видел на письме, и жива Истина, всех их унесет ветер.
Хостинг от uCoz



Хостинг от uCoz